25 декабря в Москве прошла встреча президентов России и Беларуси Владимира Путина и Александра Лукашенко. Однако вместо ожидавшегося соглашения по спорным вопросам руководители двух государств сообщили, что встретятся еще раз до Нового года. В Минске подозревают, что Россия всерьез пытается изменить ту модель отношений, которая существовала между Россией и Беларусью на протяжении последних 25 лет, а у Александра Лукашенко фактически не осталось козырей, чтобы остановить этот процесс. “Разногласия достаточно глубоки, противоречия между сторонами большие”, – полагает директор исследовательской программы по Восточному Соседству ЕС и по России Финского института международных отношений политолог Аркадий Мошес.
Аркадий Мошес: “Я думаю, что Россия всерьез пытается изменить ту модель отношений, прежде всего, в экономической сфере, которая существовала между Россией и Беларусью на протяжении последних 25 лет. У России сегодня действительно меньше денег, Россия увеличивает достаточно жестко фискальную нагрузку на собственное население. И Москва четко дает понять Минску, что период, когда субсидии были более-менее неограниченными, – этот период прошел. Для белорусского руководства это является, наверное, в известной степени шоком. Это очень серьезное изменение обстоятельств, поэтому просто так согласиться на такое изменение модели Минск не может. Но Москва дает Минску понять, что дешевых и бесконечных денег и финансовых влияний больше не будет.”
Вопрос: “Почему раньше Москва годами вынуждена была принимать белорусскую риторику про важность единственного союзника, про “вместе гнили в окопах” и так далее?”
Аркадий Мошес: “У Москвы сегодня сил больше, она в меньшей степени боится пойти на скандал, на жесткое столкновение, она в большей степени добивается от Минска солидаризации со своими внешнеполитическими позициями, она не питает больше иллюзий относительно глубины военно-политических союзнических отношений с Минском. Но мне кажется, все равно, ключевая причина в том, что, по мнению Кремля, субсидирование надо прекращать, в той степени, в которой это было. Потому что денег стало принципиально меньше”.
Вопрос: “Остались ли у Минска какие-то козыри? Вернется ли Лукашенко вновь к “дипломатии скандала” и будет ли она успешна?”
Аркадий Мошес: “Я думаю, что особых козырей у Минска не осталось. На мой взгляд, Лукашенко сделал достаточно большую ошибку, пытаясь последние 2-3 года играть в рамках старой модели, пытаясь повторить тут игру, которую он вел в 2008-10 годах, демонстрируя перспективу сближения с Западом, чтобы в конечном итоге вернуться обратно к России, выторговав серьезные уступки. 10 лет назад это было возможно, – сейчас невозможно, потому что Запад совсем другой. Запад не ведет сегодня политики расширения зоны своего влияния на постсоветском пространстве. Открывать новый фронт геополитического столкновения с Россией – на сей раз, в Беларуси – Запад явно не готов. Расчет Минска тут был неправильный”.